Майя
Зарегистрирован: 27.11.2006 Сообщения: 7646 Место проживания: Москва
|
Добавлено: Вт, 23-12-08 15:17 |
|
|
Цитата: | Поверье о том, что разбившееся зеркало приносит неудачу - одно из наиболее распространенных в наши дни. Однако, чтобы понять, откуда взялось это дурное знамение, можно рассмотреть другие примеры старинных суеверий, связанных с зеркалами.Св. отец Ламбер ("Moerus et Superstitions des Neo Caledoniens", 1900) пишет про одного из жителей Новой Каледонии, который считал, что его отражение в воде или в зеркале - это и есть его душа.Китайцы вешали бронзовые зеркала над идолами в своих домах, поскольку считали, что злые духи, входящие в дом, увидят себя в этих зеркалах и побоятся входить.В свете этих примеров видно, что разбившееся зеркало могло: во-первых, лишить человека его души, в связи с чем он, конечно же, был обречен умереть; а, во-вторых, впустить в дом злых духов.Что же касается запрета смотреться в зеркало в доме, где недавно умер человек:шотландцы непременно занавешивали все такие зеркала по вышеуказанной причине.Аналогичные обычаи бытуют у бомбейских суни и африканских зулусов и басуто.Источник этого поверья - в том, что душа человека, глядящегося в зеркало, якобы может быть похищена духом покойного и, таким образом, не попасть в рай."В славянских народных представлениях зеркало воспринимается прежде всего как граница между земным и потусторонним миром и подобно другим границам (межа, окно, порог, печная труба, колодец и т. п.) считается опасным предметом и локусом, обращение с которым требует особой осторожности и специального ритуального оформления. На зеркало распространяются многие запреты и предписания, относящиеся к границам вообще или к отдельным видам границ...К наиболее устойчивым и широко распространенным у всех славянских народов относится обычай (закрепившийся и в современном городском обиходе) сразу после кончины завешивать зеркало (полотном, полотенцем, скатертью и т. п.), отворачивать его к стене или даже выносить из того помещения, в котором находится покойник.. [Ср. поверье Оркнейских островов: "Пока покойник находится в доме, все зеркала должны быть завешены"]. Чаще всего опасность открытого зеркала объясняется тем, что отражение покойника в .зеркале и тем самым его "удвоение" грозит "удвоением" смерти, ее повторением, т. е. тем, что смерть постигнет еще кого-нибудь из обитателей дома...Разновидностью этой мотивировки можно считать отмеченное у сербов представление, что жертвой новой смерти станет тот из живых, кто первым после случившейся в доме смерти посмотрится в зеркало. Сербы, живущие в Венгрии, для предотвращения этого сначала подносят к зеркалу кошку, ср. обычай пускать первой кошку в новый дом, имеющий сходную мотивировку. [Ср. английское поверье: "Человек, -который взглянет в зеркало, висящее в комнате недавно умершего, вскоре тоже умрет"].Наряду с опасностью повторения смерти, распространенной мотивировкой действий с зеркалом является страх, что покойник будет "ходить", возвращаясь в свой дом, станет вапмиром" ."В повседневной жизни особую опасность для людей зеркало представляет "ночью" (вечером), т. е. в "нечистое", опасное время, принадлежащее потусторонним, демоническим силам. Повсеместно у славян известен запрет ночью смотреться в зеркало, так же как и глядеться в воду. В Мазовше считается опасным смотреться в зеркало после полуночи, т. к. "увидишь дьявола или смерть", а особенно страшно - в страстную пятницу. Русские на Рязанщине верили, что "смотреться на ночь в зеркало - накликать на себя смерть" . (Ср. английскую примету: "Увидеть свое лицо в зеркале при свечах - к несчастью").Славянские традиции предписывают женщине не "смотреться в зеркало во время менструации, беременности и в послеродовой период, т. е. в то время, когда женщина считается "нечистой" и когда, по народным представлениям, "перед ней открыта могила"."У всех славян известен запрет подносить ребенка в возрасте до одного года (иногда до полугода) к зеркалу. Он имеет множество мотивировок, отражающих различное символическое осмысление главных свойств и функций зеркала - отражения и удвоения, его "светоносности", его пограничности по отношению к двум мирам и т. д. В Полесье чаще всего опасались, что ребенок испугается (своего отражения, сидящей в зеркале нечистой силы и т. п.), не будет спать, будет видеть дурные сны... Для сербской традиции характерны также мотивировки, согласно которым ребенку, взглянувшему в зеркало, грозит смерть: "ребенка, которому еще не исполнился год, нельзя подносить к зеркалу - он может от этого умереть". Ослабленным вариантом этого представления можно считать встречающиеся в Полесье мнения, что такому ребенку грозит "крутой поворот", перемена судьбы, что его жизнь отразится, перевернется или что он перестанет расти, не будет развиваться" . "До официального крещения и наречения младенца нельзя было показывать его отражение в зеркале ни днем, ни ночью. Считалось, что нарушение ночного запрета навлечет на него смерть, дневного - испуг и, как следствие, родимец" . "До года ребенка в зеркале не показывают, а то долго говорить не будет" ."При всей разнородности приведенных мотивировок и кажущейся их случайности, большинство из них так или иначе связано с представлением о потустороннем мире и его характерных признаках: молчании, неизменности (невозможности роста), перевернутости и др. Во всех перечисленных случаях опасность состоит не только в соприкосновении через зеркало с областью смерти, но и в последствиях самого удвоения (благодаря отражению в зеркале), грозящего "двоедушием", т. е. раздвоением между миром людей и миром нечистой силы (иным миром), превращением в колдуна, ведьму, упыря и т.п...То, что можно увидеть в зеркале, принадлежит нездешнему, "тому", иному, потустороннему миру, относится к области смерти и нечистой силы" . Таким образом можно объяснить бытующий в России и в наши дни запрет есть перед зеркалом - "красоту свою съешь" , т. е. отражение через "отверстие" в потусторонний мир (коим является зеркало) "втянет" ("съест") внешнюю привлекательность "оригинала".Архаичное представление об опасной, "пограничной" природе зеркала удивительным образом сохранилось и в широко распространенном (в том числе и в городской среде) современном предубеждении оставлять неприкрытой поверхность маленького "дамского" зеркальца: "Зеркало открытым держать нельзя, его надо переворачивать - чтобы [оно] не глядело" , т. е. "канал" в иной мир должен быть "перекрыт".Английское суеверие, предвещающее неудачу невесте, увидевшей "себя в зеркале в полном свадебном наряде", вероятно, "связано с эффектом удвоения и общей отрицательной семантикой и символикой числа "два" и четности, парности". Примеряя полный свадебный наряд, девушка еще до дня бракосочетания превращается в невесту и таким образом "раздваивается" в контексте свадебного ритуала. "Множество запретов мотивировано опасностью сдваивания одинаковых предметов, повторения действий, событий". (Ср., например, народное представление о пагубных последствиях "повторного" кормления ребенка грудью т- см. РЕБЕНОК, о неудаче в случае возвращения с дороги - см. ВОЗВРАЩЕНИЕ и т. д.).Однако как у англичан, так и "у русских было принято после венчания молодым смотреться в одно зеркало... Во Владимирской губ. после венчания "молодые оба вдруг глядятся в зеркало и на вопрос свахи: полюбились ли друг другу? - отвечают всегда утвердительно". (Ср. английское поверье: "Вернувшись из церкви, молодым непременно следовало встать рядом перед зеркалом - это должно было принести им удачу"). В ритуальный (освященный традицией) день смотрение в зеркало превращалось в своеобразный оберег.В английской фольклорной традиции день накануне Св. Агнессы (см. СВ. АГНЕССА, ВЕЧЕР НАКАНУНЕ (21 ЯНВАРЯ)) - время ритуальное, когда граница между тем и этим светом становится прозрачной, преодолимой как для "представителей" мира реального, так и мира потустороннего. Таким образом девушка, гадающая на зеркале, смотрит "как бы сквозь зеркало, прямо в тот свет в ожидании видения жениха или знака своей судьбы (смерти)". В русской народной культуре подобными ритуальными периодами времени, сопровождающимися схожими обрядовыми действиями, являются святки. "Чрезвычайно устойчиво во всех славянских традициях представление о том, что разбитое зеркало сулит несчастье и смерть. Более того, само битье зеркала может приписываться смерти": "Зеркало разобьешь - или к болезни тяжелой, или к смерти" . (Ср. английское поверье: "Если зеркало падает и разбивается, это верная примета скорой смерти в семье"). "В этих суевериях отражается общее представление об опасности всякого непредусмотренного нарушения границы между тем и этим светом" |
_________________ Если тебе приходится прикладывать много сил и средств - ты идёшь не туда, ищешь не там и делаешь не то. |
|