Майя
Зарегистрирован: 27.11.2006 Сообщения: 7646 Место проживания: Москва
|
Добавлено: Чт, 13-06-13 09:13 |
|
|
Есть понятие "Чертов палец" (Чёрт в наших отношениях актуален.) Цитата: | Чертов палец
Издавна люди, наблюдая за дарами природы, придумывали мифические истории о появлении тех или иных предметов. Недостаток естественных знаний заменяла религия и фольклор. Так, одни и те же камни в разных странах могли иметь разные названия и столь же различное происхождение. В соответствии с этим они и использовались по-разному. Один из самых богатых на легенды народов мира камень – белемнит, более известный русскому человеку, как «чертов палец».
Из досье:
Белемниты – давно вымершие беспозвоночные головоногие моллюски. Внешне они были похожи на кальмаров, но, в отличие от них, имели внутреннюю раковину. Их длина, как правило, не превышала 40 см, а раковина имела сигаретообразную форму. В отличии от братьев своих аммонитов, белемниты не столь красивы и их раковины мало отличаются друг от друга.Цвета белемниты имеют от светло-серого и желтого, до темно-коричневого и вишневого. Блеск стеклянный.
Окаменелые белемниты можно найти практически в любой точке планеты. Они встречаются достаточно часто, но их размер, как правило, не превышает 15 см.
Само же название происходит от греческого «belemnon» и означает дротик. Стоит отметить, что «дротик» – далеко не единственная ассоциация, возникшая у людей за долгие века существования этого камня. У различных народов белемниты имели свои названия: чертов палец (Россия), камни Пекуна (Литва), эльфийские стрелы (Европа), камень летучих мышей (Шотландия), громовые стрелы (Древний Египет), камни-мечи (Китай), пальцы св. Петра (Англия), гномьи свечи (Скандинавия), камень Донара (Голландия), колпиксы (Англия) и др.
Благодаря своей стремительной форме и неразрывной связи с водой, чаще всего белемнит ассоциировался у людей с грозой. Например, в фольклоре Европы эти цилиндрические «пули» обычно считались сброшенными с небес по время грозы в виде молний, попавшими в землю и обращенными в камень. В Литовской мифологии белемниты назывались «Pekuno akmu» или камни Пекуна, бога грома, которого часто сравнивают с норвежским Тором. В Германии же люди верили, что хранение этих громовых камней дома позволяет защитить хозяев от молнии, а в Голландии эти же камни, но именуемые уже «donderstenen», или камни Донара (голландского бога грома) по той же причине держали на крыше.
В мифологии коми белемниты или «куль чунь», чертовы пальцы, тоже играли немаловажную роль. По легенде они появились во время последнего этапа борьбы Ена и Омеля за главенство в созданном ими мире. Заманив обманом Омеля и всех его духов-помощников в сделанные им глиняные горшки, Ен стал их закапывать в землю. В процессе захоронения один горшок случайно разбился и духи из него бросились врассыпную. Некоторые из них бежали по берегам рек, и их неприспособленные к таким поверхностям пальцы отломились, превратившись в камни.
Имея такую связь с мифологией, белемниты у каждой национальности наделялись целым рядом магических свойств. Например, в Литве рану от змеиного укуса нужно натереть этим камнем, параллельно произнеся следующее заклинание:
«Трижды и девять раз приди, гром Пекуна, с моря!
Трижды и девять раз ударь в опухоль под камнем!
Этот человек восстанавливает здоровье,
Которым он наслаждался прежде!»
В некоторых районах западной Шотландии белемниты называли «камнями летучих мышей». Использовались они как средство от отравления. Его клали в питьевую воду, чтобы вылечить недуг. В Англии же порошком из белемнита, известного там как «пальцы дьявола» или «пальцы св. Петра», лечили ревматизм и болезни глаз, сдувая его в глаза больному.
нашей народной медицине также использовался порошок из чертова пальца. Им посыпали раны, чтобы те быстрее заживали. Однако подобного эффекта можно ожидать и посыпав рану обычным мелом. В народной медицине удмуртов белемниты до сих пор применяют при резаных ранах, нарывах, царапинах, гнойничках, фурункулах, ожогах как средство от нагноения или воспаления. Согласно их поверьям, время от времени у водяного Вумурта отпадают пальцы и вырастают новые. Есть сведения, что чертовы пальцы применялись также в сочетании с другими лекарственными средствами: паутиной, свежей тертой репой, плесенью, получаемой с гниющего дерева и т.д.
Нельзя определенно сказать, обладают ли в действительности найденные камни лечебно-профилактическими свойствами, которые им приписываются. Но факт остается фактом: его используют, его хранят, им дорожат, в него верят. И все в один голос уверяют, что он действительно помогает. Традиционная медицина продолжает выказывать живой интерес, и она еще не исчерпала своих возможностей. Многое требует объяснений с научной точки зрения, в первую очередь со стороны специалистов – химиков, биологов, медиков.
По привычному для нас гороскопу белемниты не соответствуют ни одному из знаков зодиака. Это говорит о том, что носить украшения и обереги с ним может любой, но и милостив он ко всем одинаково. Зато по славянскому гороскопу он четко соответствует людям Перуна. Люди Перуна – это рожденные в период года под названием Серпень, сейчас называемым нами августом. |
Цитата: | Ду́хов день (День Святого Духа) — христианский и народный праздник, отмечаемый по православному календарю на следующий день после Дня Святой Троицы. Литургически праздник посвящается воспоминанию и прославлению сошествия Святого Духа на учеников Христовых. Дата праздника переходящая и всегда — понедельник.
Для восточно-славянской народной традиции характерны поверья о том, что земля на Духов день — именинница. В дореволюционной России в народно-церковной культуре существовал особо строгий запрет на работу в Духов день, как и в день Благовещения.
Для восточно-славянской традиции характерны поверья о том, что Земля на Духов день — именинница, потому, что «в этот день она сотворена»[1] (также «Земля — именинница на Симона Зилота»). В народной традиции с Духовым днём часто связаны грозы; по другим поверьям, погода в Духов день определяет и погоду на ближайшие 6 недель — на всё оставшееся лето[4].
Вплоть до начала XX века повсеместно было распространено поверье, что вечером накануне Святой Дух спускается на землю, «разливается по полям», появляется в домах. Считалось, что в Духов день земля беременна урожаем и поэтому её нельзя трогать: пахать, боронить, копать, засевать, вбивать колья и палки. По поверьям, в самый Духов день, перед восходом солнца, Мать Сыра-Земля открывает свои тайны: многие, помолясь Святому Духу, ходили «слушать клады», припадая к земле ухом (но утверждалось при этом, что открывались земные и подземные тайны только истинным праведникам, благочестивым людям).
Во многих местах в Духов день совершали крестный ход вокруг полей. В Вятской губернии зафиксирован обычай кормить землю — «бабский праздник». Замужние женщины (в основном пожилые) уходили в поле, где стелили на земле скатерти, раскладывали еду и устраивали трапезу, которая время от времени прерывалась; в это время женщины с песнями разносили по полям часть принесенных продуктов. Самая старшая «кормила земельку»: положив кусочки еды на землю, аккуратно прикрывала их небольшим слоем почвы и произносила — «Земля-именинница, дай нам урожай»[5].
Верили, что в Духов день русалки выходят на сушу и бегают по полям и лугам, давая им влагу; там, где русалки пробежали, трава будет расти гуще, а рожь и ячмень — колосистее. На именины Земли «все травы и цветы радуются».
Крестьяне считали, что в Духов день души умерших людей прилетают на землю и садятся на берёзовые ветки, воткнутые в наличники окон или поставленные на божницу. В этот день в некоторых местах за пределы деревни выносили обрядовое деревце — ту самую троицкую берёзку, которая в течение предыдущих дней была центром праздника. Берёзку «развивали» (расплетали переплетённые до того ветви) и оставляли её в поле или топили в реке. Девушки бросали венки в воду: потонет — к несчастью, поплывет — к счастью. В Сибири в Духов день проходили последние весенние гулянья молодёжи.
Считалось, что «этого дня как огня страшится бродячая по земле нечисть», так как «сходит с неба священный огонь, который испепеляет злых духов». Знающие женщины в этот день изготавливали травяные сборы, с помощью которых лечили различные болезни. В Калужской губернии в Духов день (на следующий день после троицких гуляний и игрищ) полагалось сходить на освящённый колодец или родник, бросить монету в воду, помолиться и умыться святой водой, чтобы смыть с себя всё греховное и нечистое; у колодца оставляли поминальную еду, а воду брали домой[5]. |
Цитата: | 24 июня – Духов день (День Святого Духа) или «День Духа», «Именины Земли», «Иван-да-Марья», «Провожание русалок».
Духов день - христианский и народный праздник, отмечаемый на следующий день после Дня Святой Троицы. Празднуется в воспоминание описанного в книге апостольских деяний сошествия Святого Духа на учеников Христовых. Литургически праздник посвящается прославлению Святого Духа.
Служба в честь Святого Духа начинается великой вечерней Троицына дня (Троица) и продолжается в Духов день. В понедельник по окончании божественной литургии из церкви выносят березки, украшавшие храм в течение Троицы. Верующие отламывают ветки от освященных деревьев, несут их домой и ставят к иконам. С Духова дня по церковному календарю начинается неделя всех Святых (Всесвятская неделя).
Также в этот день зелень, которую раскладывали на Троицу, собирали и засушивали. Именно в Духов день собранные и засушенные травы и цветы считали самыми целебными, так как злые духи в этот праздник прячутся. Этими травами во время болезни окуривали больного, чтобы он быстро поправился.
В некоторых местах в Духов день (24 июня) или в воскресенье Всесвятской недели (29 июня) проводился обряд «Похороны Костромы». Он завершает троицко-седмитские праздники, отсюда ритуалы проводов - похорон весны в образе Костромы. |
Цитата: | Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. |
_________________ Если тебе приходится прикладывать много сил и средств - ты идёшь не туда, ищешь не там и делаешь не то. |
|